суббота, 12 декабря 2009 г.

Linux Mint или Linux для ламера

Прочитав на хабре презентационную статью о новом Linux Mint "Росинка", мне тут же захотелось попробовать эту чудную адовую поделку. Скрины мне понравились, и я всё-таки решился.

И так, я пошёл на оффсайт, ссылки, где её скачать я так и не нашёл, на этом сайте было всё, что угодно, какие-то новости, трёп ни о чём, причём вообще как-то мало имеющие отношение к тому, что я хотел в тот момент (а хотел я получить ссылку на скачку).



И так, вернувшись на хабр, и долистав статью до самого низа всё-таки нашёл ссылку на скачку, прошёлся по ней и получил желанные ссылки, только вот беда. Ссылки то оказались на нацистский национальный трекер torrents.ru и яндекс-диск, который на самом деле диск-яндекс.

После того, как я воткнул этот iso'шник в виртуальную коробку (к слову сказать, испытвать софт в ней несказанно удобно) и увидил невероятно красивый grub, в котором режим установки, оем установки или лайв сд видимо предполагается выбирать на ощупь, т.к. то что сейчас выбрано не подсвечивается вообще никак. Ну да лаждно, посмотрим лайв сд.

Что грузится понять сложно из-за богомерзкого пакета uspalsh или как там его? Но к слову сказать, грузится оно несколько быстрее, чем грузилась та же бубунта. И так, мы в Linux Mint.

Первое, что бросилось в глаза, это SUSE-подобный гном. Да, это ппц! Особенно для человека который использовал расово-верный Ubuntu Debian, ArchLinux (с гномом) или Fedora. Больше сказать тут особо нечего, разве что в стандартную поставку входит mc, без которого было бы совсем тяжко, хотя в случае с Mint, это уже не важно.

И так инсталляция.

Установщик похож на установщик бубунты, никаких особых различий. Диск разбил примерно так:
/dev/sda1 /boot ext3 40mb
/dev/sda5 / ext4 8Gb
/dev/sda6 /home ext4 4gb

Ну и собственно понеслось. В процессе установки он мне показывал какие-то восхваляющие себя заставки, кстати полностью на Русском языке!

После установки нужно было поставить VirtualBox Guest Additions.

Тут я уже начал выполнять стандартные для дебиана и бубунту процедуры apt-get install linux-headers gcc и как там его дальше? А нет! Хвала небесам, всё это в системе присутствует по дефолту, так что всё что нам надо, это сделать файл аддона исполняемым, и выполнить его из под рута sudo.

Аддон поставился, система выглядила просто великолепно! Дефолтная тема оформления, хоть и была не идеальной, но была достаточно не вырвиглазной. Значки тоже не плохие, даже лучше, чем в стандартной поставке гнома. Как-то я даже использовал эти значки в других дистрибутивах.

Компиз завёлся, и работал! Просто работал! Работа без тормозов! На виртуалке! Тоесть оно работало на виртуалке и не тормозило! Я был крайне удивлён. Включён эффект куба, функция рисования, какие-то несложные эффекты, и при этом никакого дискомфорта, куб крутился, при достаточно большом количестве открытых приложений. В общем на это было приятно смотреть. К слову сказать, автор не поленился и написал отличную справку в заметках, в которой были описаны все основные действия понятным быдлоюзеру обычному пользователю языком. Например создание и распаковка архивов, использование когнсоли, установка ПО и многое другое. В общем где-то автор очень хорошо по трудился, правда есть места (о которых ниже) в которых перетрудился.

В общем система создала очень приятные впечатления, и я решил сделать несколько скриншотов на память, и вот тут то начались проблемы. Принтскрин фотографировал чёрный экран с мышой. Вероятно это баг компиза, а не автора, но я так и не успел это настроить, поскольку схватил другой не менее доставляющий глюк. Если несколько раз заскриншотить экран, и отказаться от сохранения скриншота, всё зависает. То есть совсем зависает! То есть он вообще на нажатие клавиш не реагирует.

Ну да ладно, жму как обычно Ctrl+Alt+F1, ничего, F2 ничего, 3, 4, 5, 6, 7 ничего! Где мои консоли? ну думаю ладно, держи reset. Загрузился, я поигрался с ним дальше, погуглил на тему консолей, и интернет мне ничего не выдал. Через какое-то время решил попробовать сделать скриншот вновь, и получил тоже самое. Так пару ресётов, и он у меня вообще отказался загружаться. Ну что ж, я ребутнулся и пошёл в "отладочный редим", где набрал fsck. Да я садист! После этого в grub'е вместо Русских букв появились вопросы,а вместо красивой картинки - чёрный экран.

Ну да ладно, ребут в лайв-сд нас спасёт. А нет! /dev/sda5 даже не монтируется :(

Ну что ж, делать нечего, решил переустановить систему не форматируя /dev/sda6 (/home). После установки поставил VirtualBox Guest Additions, ребутнулся и увидел чёрный экран. Ребут в "режиме отладки" и закпуск /opt/vbox/uninstall.sh спас положение и вернул богомерзкий драйвер vesa.

При повторной же установки VirtualBox Guest Additions я получал точо ту же самую картину. Не работающую систему с невозможностью попасть в консоль.

Да, 98% вероятность кривизны реализации видеодрайвера виртуалбокса, что как бы говорит, что автор сборки в этом не виноват, НО! какого чёрта в консоль не попасть никак?

На одном из сайтов наткнулся на мессагу:
для выполнения работ с потушенным Х сервером есть режим "recovery mode" (прописан у Вас в загрузчике), далее выбираем "root", и работаем в консоли, затем "resume" - продолжить нормальную загрузку, но я обычно её не выбираю, а командую "reboot" и загружаюсь с нормального режима.
Если же Вам нужна многопользовательская система без графики, то в службах уберите ’gdm’ или может тогда лучше ubuntu-server перейти? Зачем Вам минт, с его графической направленностью?

Так что, такие дела =(

Но возможно не всё так плохо. Автор сборки хорошо по старался. Добавил можество сторонних репозиториев, и теперь можно установить просто колосальное количество разных программ не запариваясь на скачке, и наборе dpkg -i package.deb. Написал прекрасную справку, в которой действительно всё понятно. Изуродовал гномов. Подобрал красивое оформление. Ну и наверное сделал ещё чего-то, чего я не заметил за короткий период жизни на Mint.

Собственно о чём это я? Система очень хорошо сделана для тех, кто вообще не имеет представления о том, что такое Linux, и как его едят, и те, проблемы, с которыми столкнулся я начинающий пользователь не решит, наверное с вероятностью в 98% и не поможет ему и наличие тех самых виртуальных консолей, так что Linux Mint наверное ну самый простой (даже проще бубунты) дистрибутив в котором есть всё, что надо, и начинающим его попробовать как минимум стоит, а разбирающимся, чисто по ржать.

PS: Ну что ж, после такого разгромного обзора вполне можно ожидать сотни тонн копипасты НЕНАВИСТИ, которая будет излита в комменты. Объективные комментарии приветствуются, а просто НЕНАВИСТЬ без предложений конкретных альтернативных решений (не типа попробуй другой дистрибутив) будет удаляться.

Так же этой публикацией я хочу сказать, насколько можно испортить жизнь пользователям убрав что-то лишнее.

4 комментария:

  1. Весьма интересная статья.

    Будучи типичным ламером, я давно задумывался о том, чтобы снести с ноутбука Убунту 9.10 и установить Минт. Останавливало только то, что не было времени, ну и то, что с родной Убунтой никаких проблем в принципе не было - все, что мне нужно, работает, и никаких проблем попросту нет.

    Учитывая позиционирование сборки Минт как дистрибутива, в котором все работает "из коробки", был удивлен расхождением теории с практикой.

    Спасибо за статью - оставлю Убунту и никаких экспериментов предпринимать не буду.

    ОтветитьУдалить
  2. То что у тебя были черный экран при скриншотинге -- сие есть "бага" виртуалбокса. У меня на бубунтах такая же лажа при включённом боксе 3ж ускорении. Ускорение отрубаем -- проблема устраняется.

    И вообщще в виртуалке почти любая система работает намного хуже, чем на реальном (нормально поддерживаемом ей) железе.

    А Mint (тем более "Росинка") всяко меньшее зло, чем бубнта 9.10.

    ОтветитьУдалить
  3. Прикольно... И много хвалебных слов, спасибо!
    Теперь по теме:
    Всё что вы перевели в статус недостатков - есть недостаток того что Вы пробовали дистриб в виртуальной машине. Те же самые "грабли" Вы смогли бы встретить и в Ubuntu 9.10, запущенной на той же версии виртуалбокса. Кстати, почему Вы решили, что я должен был устранить все косяки всех ведущих мировых программистов? Вы в реальных условиях тестировали? Нет...
    Разгромный обзор, говорите... Скорее - личное мнение. Ведь то, что основа - Ubuntu 9.10 - кривая насквозь и требует как минимум двухдневного допила, Вы почему-то забыли упомянуть ...
    А за пост - спасибо, мнение мне любое важно...

    ОтветитьУдалить
  4. То, что основа этого дистрибутива Ubuntu 9.10, я знаю. И этот же самый Ubuntu, на этой же виртуальной машине я пробовал. Да возможно там будут те же косяки, но смысл в том, что там они хотя бы по умолчанию отключены, а тут же получается, что установив видеодрайвер я получаю все эти косяки сразу поскольку compiz заработал там сразу же после установки видеодрайвера не спросив меня. С одной стороны это может быть и хорошо, но с другой можно представить проблему с драйвером на реальной системе, и как в таком случае её устранить?
    А вот по поводу реального железа. Я, да и наверное не только я. В последнее время перед тем, как принять решение об использовании какой-то критически важной системы или программы, сначала испытываю её на виртуальной машине, и если оно там отмачивает вот такие пенки, это уже говорит о том, что у этой системы меньше шансов.
    Вообще же да, система имеет хорошую направленность, и наверняка найдёт свою целевую аудиторию, но вот из-за таких багов многие могут от неё отвернуться, и если разработчики хотя бы чуть чуть прислушаются к тому, что я хотел сказать этой публикацией (вернуть консоли, и не врубать компизы по дефолту), я думаю дистрибутив станет только лучше.

    ОтветитьУдалить